Различают три вида коррозии металла трубопроводов: химическую,
электрохимическую и электрическую (блуждающими токами).Химическая коррозия на внутренней поверхности газопроводов
возникает от деЗствия на металл в основном кислорода (02) и сероводорода
(H2S) в присутствии водяных паров. При
воздействии на металл кислорода возникает пленка, состоящая из оксидов металла
(Fe2C>3). Она имеет достаточную
плотность, хорошо прилипает к внутренней поверхности газопровода. При определенной
толщине пленки коррозия металла может прекращаться. Самое главное, химическая
коррозия является сплошной коррозией, при которой толщина стенки трубы
уменьшается равномерно. Сероводород (H2S), имеющий
содержание в природном газе после его обработки на газовых промыслах 2 г на 100 м3, менее
опасен как коррозионноагрессивный агент по сравнению с кислородом. Если и
возникает коррозия металла от H2S, то
образуется соединение — сульфид железа (FeS).Электрохимическая коррозия возникает в результате взаимодействия
металла газопровода с влажным грунтом. Металл выполняет роль электродов, а
увлажненный грунт роль электролита. Процесс электрохимической коррозии
происходит следующим образом. Металл обладает определенной упругостью
растворения и посылает в грунт положительно заряженные катионы (Fe++ или Fe+ + +). В результате этого в одном
из участков металла накапливаются электроны и он приобретает отрицательный
потенциал, а грунт, куда попадают положительно заряженные катионы, приобретает
положительный потенциал. В грунте образуется гальваническая пара, состоящая из
анодной и катодной зоны. В анодных зонах катионы металла выходят в грунт, в
результате чего металл газопровода в анодных зонах разрушается. Гальваническйх
пар на газопроводах может быть десятки и даже сотни, ибо свойствагрунта в
различных участках газовой сети могут резко отличаться друг от друга.
Электрохимическая коррозия крайне не однородна, в результате по длине
газопровода могут возникнуть язвы и каверны, которые с течением времени могут
превращаться в сквозные отверстия, через которые газ будет выходить в грунт. Электрическая
коррозия происходит Под действие блуждающих токов, источником которых могут
быть трамвайные пути, электрифицированные железные дороги, отдельные участки
метрополитена, расположенные ближе к поверхности земли.Электрический ток, попавший в землю, стремится найти путь
наименьшего сопротивления. Источником движения трамвая является тяговая подстанция,
от которой ток движется по контактным проводам. От них через пантограф трамвая,
а затем через обмотки электродвигателя постоянный ток возвращается к рельсам,
которые соединены с минусовой шиной тяговой подстанции, отсасывающими
кабелями. Следует иметь в виду, что рельсы недостаточно изолированы от земли,
поэтому блуждающие токи, стекая с рельсов в грунт, движутся к отрицательному
полюсу тяговой подстанции. В местах, где повреждена изоляция газопровода,
блуждающие токи в виде положительных катионов (Fe++) выходят
из газопроводов в грунт (анодные зоны). В этих зонах и происходит разрушение
стенок газопроводов в виде сквозных отверстий. Установлено, что в анодной зоне
при силе тока в 1 ампер в течение года происходит коррозия, в результате
которой с 1 м2
поверхности подошвы рельсов в грунт может поступить до 9 кг металла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий